МАМУЛ.ам
Hay / Հայ | Рус | Eng | Tür
USD 402.56, EUR 440.64, RUB 4.58, GBP 505.01
+9 °C, +5 °C ... +16 °C Завтра+20 °C
"Продали врагу"․ Пашиняна обвиняют в предательстве. #РИАНовости проанализировал послевоенные развития
01:25, 03.12.2020 | mamul.am
7950 | 0

Президент Азербайджана хочет побыстрее построить дорогу между Нагорным Карабахом и Арменией и напоминает, что без нее Ереван десятилетиями лишался дохода. Тем временем Никола Пашиняна обвиняют в предательстве. РИА Новости разбиралось, действительно ли в Баку готовы к сотрудничеству и за какие ошибки армянского премьера призывают уйти в отставку.
Во вторник президент Азербайджана выступил с обращением к нации. Накануне в Лачинском районе подняли азербайджанский флаг — армяне покинули эту территорию. В поздравлении по данному поводу Алиев говорил о стратегической важности региона, связывающего Карабах с Арменией.
Президент преподнес размещение российских миротворцев вдоль Лачинского коридора как дипломатическую победу Баку. "Коридор шириной пять километров обеспечивает безопасность и для нас, и для проживающих в Нагорном Карабахе армян", — подчеркнул Алиев.
Много внимания он уделил тому, как выглядит текущая ситуация с точки зрения Баку. По его словам, поражение Азербайджана в первой Карабахской войне было вызвано внутренними политическими причинами. "Те, кто вел борьбу, продали врагу Лачин, Шушу, Кельбаджар, и, можно сказать, поставили азербайджанскую государственность на край пропасти", — сказал глава государства, не назвав, впрочем, имен.
"Люди, живущие сегодня в Нагорном Карабахе, — граждане Азербайджана. В едином государстве им будет хорошо", — пообещал Алиев и добавил, что Баку прокладывает к Агдаму, расположенному недалеко от Степанакерта, железную дорогу.
Упомянул Алиев и другое транспортное направление, о котором говорится в заявлении лидеров трех стран: между Азербайджаном и Нахичеванью, по территории Армении. Его безопасность обеспечивает также Россия — погранвойска Федеральной службы.
"Все страны извлекут из этого только выгоду. Азербайджан соединяется со своей неотъемлемой частью — Нахчываном (Нахичеванью. — Прим. ред.). Азербайджан — с Турцией. Россия, Турция, Иран и, если захочет, Армения тоже могут подключиться к этому коридору", — рассуждал он.
Заявление о прекращении огня в Карабахе подписали лидеры России, Азербайджана и Армении десятого ноября. В регионе развернулись российские миротворцы, под контроль Баку перешли Кельбаджарский, Лачинский и Агдамский районы. Стороны обязались обменяться пленными и телами погибших, в Азербайджане должен начать работу совместный российско-турецкий центр мониторинга.
В Баку посчитали договоренности поражением Еревана. В Армении также расценили документ как проигрыш: в стране вспыхнули акции протеста под лозунгом "Никол — предатель". Часть кабинета министров покинула посты, парламентарии отказывались от мандатов, все обвиняли друг друга в подрыве национальных интересов — в республике начался политический кризис.
Пашиняну пришлось отвечать за непопулярное решение. В конце ноября армянский премьер написал, что еще 19 октября, когда в регионе гремели бои, ему позвонил глава непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) Араик Арутюнян с просьбой прекратить военные действия. По утверждению Пашиняна, он выражал не только личное мнение, но и взгляды бывших президентов НКР.
После этого Пашинян связался с Владимиром Путиным, предложив разместить российских миротворцев вдоль бывшей границы Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и Лачинского коридора. Российский лидер пообещал поговорить с Алиевым. "На следующий день Бако Саакян и Аркадий Гукасян (бывшие главы НКР. — Прим. ред.) на встрече со мной сказали, что они против какого-либо соглашения без конкретизации статуса Арцаха (НКР. — Прим. ред.) или механизмов конкретизации", — объяснил премьер. К тому времени Пашинян, по его словам, принял решение: продолжать боевые действия, так как в Баку в качестве условия, в частности, выдвинули возврат Шуши. К тому же азербайджанцы настаивали на размещении миротворцев вдоль линии соприкосновения, а не бывшей границы.
Гукасян и Саакян изложили собственную версию событий: 19 октября президент НКР подготовил письма о прекращении войны, адресованные лидерам стран — сопредседателей Минской группы ОБСЕ — России, Франции и США, а также премьер-министру Армении. "Однако премьер Пашинян объяснил, что в сложившейся ситуации, возникшей из-за политики Азербайджана, отправка писем потеряла актуальность. В этом вся истина", — высказались лидеры Карабаха.
огда же с призывом уйти в отставку к Пашиняну обратился и президент Армен Саркисян: "Если политический деятель силен, он может потом вернуться.
В сентябре 2018-го армянский премьер встретился с президентом Азербайджана. Собеседники договорились о шагах по деэскалации ситуации в регионе. Алиев произвел на Пашиняна благоприятное впечатление, глава правительства Армении назвал визави грамотным человеком.
Сейчас Пашиняну в Армении припоминают и эти слова, как и многие другие, сказанные якобы за кулисами. Например, бывший депутат парламента Агван Варданян рассказывает, что в 2019-м премьер обвинял Москву, Службу нацбезопасности Армении и руководство НКР в попытках устроить против него заговор. И как будто в том же году Пашинян под влиянием эмоций хотел объявить о выходе из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Специалист по экономическим отношениям на постсоветском пространстве Андрей Суздальцев считает: несмотря на риторику Алиева, говорить об экономическом сотрудничестве рано.
"При этом армянские и азербайджанские бизнесмены, не афишируя, успешно взаимодействуют в других странах, и конфликт на Кавказе тому не помеха, — отмечает эксперт. — В регионе приходится жить рядом. Однажды может прийти понимание, что народы — это не только армии, но и люди, которые зарабатывают на хлеб".
По словам главного редактора журнала "Проблемы национальной стратегии" Российского института стратегических исследований Аждара Куртова, сейчас трудно понять, какими мотивами руководствуется азербайджанский президент, говоря о сотрудничестве с Арменией. Ведь Алиев выступает с позиции победителя, каковым себя ощущает. Но Ереван действительно почти тридцать лет был в тупике: армянскую территорию обошли и газо- и нефтепроводы.
"В ходе последнего конфликта в Армении звучали призывы нанести удары по подобного рода объектам, — напоминает Куртов. — Но надо понять и армянскую сторону: на другой чаше весов лежали национальные приоритеты, ценой сотрудничества могло стать национальное унижение".
Последствия двух войн, подчеркивает эксперт, так просто не изжить.

Поделись с близкими
наверх